Дети стали гораздо чаще заболевать коронавирусом, причём независимо от возраста и иногда с серьёзными осложнениями, рассказал «Парламентской газете» врач-педиатр, инфекционист, вакцинолог Евгений Тимаков. Специалист пояснил нашему изданию, почему так происходит, насколько мутации вируса опасны для детей, нужно ли их массово прививать от инфекции, а также порекомендовал, чем ревакцинироваться взрослым людям и в каком случае прививка показана беременным.
- Евгений Юрьевич, СМИ пишут, что дети всё чаще заболевают коронавирусом из-за пришедшего в Россию индийского штамма. По вашим наблюдениям, это действительно так?
- Дети и правда стали в разы чаще болеть коронавирусной инфекцией. Если брать статистику по новорождённым, которая была представлена месяц назад, то они заболевают сейчас в 26 раз чаще, чем это было зимой. Раньше дети болели редко, так как у них мало рецепторов, через которые ковид внедряется в наши клетки. Однако вирус мутировал, и дельта-штамм приобрёл свойство прочнее связываться с рецепторами для проникновения в организм. То есть малого количества рецепторов стало достаточно, чтобы вирус заразил ребёнка. Поэтому если в семье болеют взрослые, то в 80-90 процентах случаев заболевают и дети, причём всех возрастов — и груднички, и более взрослые.
При этом сказать что-то о передаче вируса от ребёнка к ребёнку пока тяжело. Сейчас начался учебный процесс, мы будем смотреть, передают ли дети вирус друг другу. До этого дети передавали вирус друг другу редко, в основном случаи заражения были внутри семьи. И сейчас мы тоже видим внутрисемейные случаи заражения дельта-штаммом.
- Как дети переносят дельта-штамм? Легко или бывают тяжёлые случаи?
- Коронавирус наиболее опасен для детей до трёх лет и детей с сопутствующей патологией, с избыточной массой тела, с хроническими заболеваниями. У остальных детей утяжеления процесса течения вирусной инфекции лично я пока не наблюдаю, и в тех научных публикациях, которые мы видим, этого тоже не фиксируют.
У некоторых детей, конечно, могут быть осложнения, например в виде мультисистемного воспалительного синдрома, длительной температуры. В единичных случаях есть и летальные исходы, есть госпитализации в отделения интенсивной терапии. У детей так же выражен постковидный синдром, как и у взрослых, который влияет на центральную нервную систему и на кишечник. Всё это есть, но я бы не сказал, что с этим сталкивается большой процент заболевших детей.
Кроме того, если сравнивать сейчас возможные осложнения у детей от прививок и осложнения от коронавирусной инфекции, то они в принципе могут быть сопоставимы. Пока вирус несильно изменился и не стал протекать у детей гораздо тяжелее, у нас есть время найти и подобрать хорошую вакцину, правильную дозу, чтобы в дальнейшем проводить вакцинацию детей. Но на сегодня данных о необходимости массовой вакцинации детей я не вижу.
- Про вакцинацию детей я как раз отдельно хотела спросить. Сейчас этот вопрос стоит и на самом высоком уровне, и в научной среде. Не могли бы вы более подробно рассказать, что вы думаете об этом?
- Я считаю, что пока вакцины не исследованы для того, чтобы использовать их среди детей. Но дело не только в этом. Как я уже говорил, коронавирус если и поражает детей, то не протекает в разы тяжелее, чем это было до этого. И вообще дети переносят ковид намного легче, чем взрослые, так как у них более пластичный иммунитет.
Второй момент: многие дети уже сталкивались с коронавирусной инфекцией, но переболели в бессимптомной форме. Значит, у них есть иммунитет. А у детей лучше формируется клеточная память, потому что у них ещё работает вилочковая железа, которая за эту память отвечает. Точнее, у детей нет инволюции этой вилочковой железы в отличие от взрослых. Потому и сам иммунитет получается более стойким: это взрослые болеют ковидом второй-третий раз, а у детей повторные случаи заболевания единичны.
Так вот, поскольку большая часть детей в стране, скорее всего, проконтактировала с коронавирусом и, вероятно, сформировала хороший иммунный ответ на длительный срок, потому что сезонный коронавирус формирует Т-клеточную память на 3-4 года, то, прежде чем вопрос решать о массовой вакцинации, целесообразно было бы выбрать группу детей и провести им анализ на Т-клеточный иммунитет, чтобы посмотреть вирусонейтрализующую активность плазмы. После этого мы увидим, что больше половины детей уже имеют иммунитет к коронавирусу. Соответственно зачем тогда массовая вакцинация?
Вопрос вакцинации актуален для детей из групп риска, а для того, чтобы вакцинировать детей из групп риска, нужна протестированная вакцина. А те испытания, которые сейчас идут, по своему количеству даже за тысячу не переваливают. Мы не можем судить о безопасности вакцины для детей. Кроме того, вакцины, которые векторные, прекрасны для взрослых, потому что у них плохой иммунный ответ на ковид. То есть векторная вакцина показана именно взрослым — это единственное, что сейчас может защитить их от коронавируса. Но у детей другой иммунный ответ, другая Т-клеточная память, и чтобы эту память поддержать и простимулировать, я бы рекомендовал анализировать другие платформы, которые будут просто тренировать Т-клеточную память и действовать менее агрессивно, без имитации инфекционного процесса. Например, цельновирионная вакцина, которая идёт на наших классических рельсах.
- Вы имеете в виду «Ковивак»?
- «Ковивак» или вакцину на аналогичной платформе, да. Для взрослых «Ковивак» будет, вероятнее всего, недостаточен против дельта-штамма, потому что вакцина должна сформировать Т-клеточную память. У детей Т-клеточный ответ более активный, у них лёгкая вакцина способна сформировать такой же стойкий иммунный ответ, как и серьёзная вакцина.
- Значит, взрослым вы советуете только «Спутником V» вакцинироваться? А как быть с ревакцинацией?
- Для взрослых однозначно «Спутник». А ревакцинироваться — всё зависит от того, как сработала первая вакцинация. Если первая вакцина вызвала достойный иммунитет, то можно ревакцинироваться любым другим препаратом. Если иммунитет плохой, то прививаться только «Спутником».
- Некоторые учёные скептически относятся к ревакцинации «Спутником», потому что, говорят, он вызывает иммунитет и к аденовирусу.
- Иммунитет на вектор нестойкий, так что можно спокойно делать повторную вакцинацию.
- Что вы думаете по поводу вакцинации беременных?
- Вакцинация от коронавируса показана мамочкам, у которых нет угрозы прерывания беременности, нет маточно-плацентарной недостаточности, то есть у которых нормально протекает беременность. Тем мамам, у которых есть угроза прерывания, прививаться опасно. На плод вакцина не действует, но температура, недомогания могут влиять на угрозу прерывания беременности. Практически такого ещё не было, но теоретически это возможно.
Поэтому я рекомендую мамам, которые активны и социализированы, у которых всё в порядке со здоровьем, вакцинироваться после 22-недельного срока. При этом, конечно, женщине нужно индивидуально с врачом решить, насколько для неё опасно заболевание и насколько опасна или полезна вакцина.
А тем, у кого есть угроза прерывания или другие проблемы, лучше максимально защититься от окружающих, сократить контакты, а всем членам семьи — вакцинироваться, чтобы снизить риск заноса инфекции в дом.
- Какие последствия могут быть, если беременная женщина заболеет коронавирусом?
- К сожалению, чаще всего последствия очень серьёзные. Это замирающая беременность, невынашивание беременности, риски развития для плода. Поэтому, повторю, беременным лучше всего ограничить себя от контактов на период вынашивания плода.
- Каков ваш прогноз, как инфекциониста, когда ковид пойдёт на спад?
- На спад он не пойдёт, пики заболеваемости всё равно будут один-два раза в год. Если говорить про ближайшее время, то коронавирус поднимет свою голову недели через три-четыре. К середине — концу декабря ситуация должна стабилизироваться, зиму, скорее всего, перенесём более или менее нормально, а весной всё будет зависеть от того, насколько вирус мутирует.
- На эти процессы повлияет вакцинация населения?
- Сейчас процент вакцинации населения, к сожалению, минимален, поэтому с таким показателем сложно контролировать этот процесс. От повторного всплеска заболеваний мы, скорее всего, не защищены.